Читать на украинском Фото: цензор.нет
В марте 2022 года представители ТЦК забрали 19-летнего студента прямо с вокзала в Ужгороде. В тот же день парня внесли в список военнообязанных, а затем отправили в подразделение территориальной обороны, рассказал адвокат Роман Лихачев, сообщает Украинский Хельсинкский союз по правам человека.
19-летний Дядюх Владимир (имя изменено) учился на дневной форме в одном из харьковских университетов. До начала полномасштабного вторжения молодой человек активно включался в развитие своего учебного заведения и входил в органы студенческого самоуправления.
Когда россияне начали массированно обстреливать Харьков, в марте 2022 года Владимир эвакуировал из Харькова в Ужгород свою маму. На вокзале молодого человека встретили представители полиции и ТЦК, которые сопроводили его в военкомат. По дороге Владимир рассказал им, что он учится в университете на дневной форме и показал свой студенческий билет.
Территориальный центр комплектования и социальной поддержки внес Владимира в список военнообязанных, который позже направили в воинскую часть. Командир воинской части, в свою очередь, причислил Владимира к личному составу. По его приказу Владимира назначили пулеметчиком.
Парень обратился за юридической помощью в общественную приемную УХСПЧ в Чугуеве. Чтобы помочь парню, юристы должны были обжаловать в суде приказ, а также доказать, что мобилизация была незаконной.
«Ему сначала в ТЦК сказали, что он может предоставить воинской части документы, подтверждающие его статус студента, и что после этого его уволят. Владимира же мобилизовали за один день и формально даже документы о прохождении военно-врачебной комиссии не предоставили. Но такого основания для увольнения из воинской части, как обучение, нет. То есть, ему сразу сказали неправду», — рассказывает адвокат приемной Роман Лихачев.
Из Ужгородского РТЦК из-за постоянных отказов юристам было трудно получить нужные документы. В суд пришлось обращаться с минимальным набором документов. Более того, среди документов было подтверждение, что дело Владимира отсутствует в Ужгородском РТЦК. Он учился в Харькове и его дело со всеми документами было там. Учебные заведения обычно проводят сверку с центром комплектования, подтверждая, что конкретное лицо призывного возраста там действительно учится.
Суд затянулся на полтора года. Среди ответчиков дела были и Ужгородский РТЦК и воинская часть, в которую призвали Владимира. За все время прошло шесть заседаний.
«Задержка возникла, в частности, из-за того, что на некоторые заседания не являлись представители ТЦК, на некоторые — воинской части. Также они затягивали с предоставлением нужных документов», – объясняет Лихачев.
Среди рассматриваемых судом документов было собственноручно написано Дядюхом заявление о назначении его для прохождения военной службы. Дата написания этого заявления, 4 марта, не совпадала с днем, когда Владимира уже направили в воинскую часть. Центр комплектования издал приказ гораздо раньше — 2 марта. Оригинал заявления военкомат так и не предоставил.
Несколько месяцев дело рассматривалось в суде первой инстанции. Ответчики не согласились с решением суда и подали на апелляцию. Только после рассмотрения жалобы в апелляционном суде вынесли окончательное решение и Владимира уволили.
«Проблема законодательства еще в том, что когда незаконно мобилизуют лиц, имеющих право на отсрочку, воинская часть не может их самостоятельно уволить, даже если видит нарушения со стороны ТЦК. Их увольнение может произойти только в судебном порядке. То есть человек должен идти в суд и доказывать, что действия ТЦК незаконны. Этот процесс, как в случае Владимира, может затянуться. В то же время, человек служит, часто на передке и подобные действия или бездействие могут привести к смерти человека», — говорит адвокат.
До своего увольнения Владимир прослужил полтора года, он воевал пулеметчиком. За это время молодого человека отчислили из учебного заведения. Дядюх не мог уделять время учебе, находясь на фронте.
В сентябре 2023 года Дядюха исключили из списков личного состава и уволили со службы по решению суда. Суд удовлетворил иск частично и постановил выплатить компенсацию в размере 50 тысяч гривен.
«Важно, чтобы такие действия были наказаны. Компенсация в 50 тысяч или в 500 тысяч – не принципиально. Главный вопрос не в штрафах, а в справедливости. Парень в 19 лет оказался на фронте, его мать осталась одна в этой ситуации, без поддержки. Владимир был лишен возможности учиться», — подчеркивает Лихачев.
Сейчас Владимир возвращается в гражданскую жизнь, планирует возобновиться в университете и закончить обучение. В 21 год у Дядюха есть удостоверение участника боевых действий.