Читать на украинском
Основатель Facebook и Meta Марк Цукерберг строит на гавайском острове Кауаи гигантское имение под названием «Ранчо Кулау» размером с футбольное поле, с 30 спальнями и бункером. Об этом говорится в расследовании Wired.
Никому из работающих на этом проекте не разрешается говорить о том, что они строят. Почти каждый проходящий охрану комплекса — от плотников до электриков, маляров и охранников — связан строгим соглашением о неразглашении. И, по их словам, эти соглашения не формальность. Многие рабочие утверждают, что видели или слышали, как их коллег устраняли из проекта за посты о нем в социальных сетях. Различные строительные бригады на площадке предназначены для отдельных проектов, и рабочим запрещено разговаривать с другими бригадами о своей работе.
Проект настолько масштабен, что под действие NDA попадает значительная часть острова. Но все здесь знают, кто за ним стоит — Марк Цукерберг, который покупал землю, начиная с августа 2014 года.
Интервью с несколькими людьми, связанными с проектом, а также публичные записи и судебные документы, с которыми ознакомился Wired, свидетельствуют о том, что с тех пор планирование и строительство комплекса площадью примерно 1400 акров было окутано тайной. Согласно планам, объект, известный под названием «Ранчо Кулау», будет включать подземное хранилище площадью 5 000 квадратных футов, иметь собственные источники энергии и продовольствия, а вместе с ценой покупки земли будет стоить более $270 млн.
Согласно доказательствам, с которыми ознакомился Wired, проект включает юридические маневры и политические связи, а иногда, как считают источники, демонстрирует пренебрежение местным населением. Тем временем Цукерберг и его супруга Присцилла Чан продолжают строить одно из самых дорогих поместий в мире.
Согласно планам, с которыми ознакомился Wired, комплекс, который уже частично построен, состоит из более десятка зданий, в которых в общей сложности по меньшей мере 30 спален и 30 ванных комнат. Он сосредоточен вокруг двух особняков общей площадью с футбольное поле (57 000 квадратных футов). Каждый особняк имеет несколько лифтов, офисы, конференц-залы и кухню промышленного размера.
В соседней лесистой местности запланирована сеть из 11 дисковидных домиков на деревьях, которые будут соединены сложными веревочными мостами, позволяющими посетителям переходить из одного здания в другое, оставаясь среди верхушек деревьев. Здание с другой стороны главных особняков будет включать в себя полноразмерный тренажерный зал, бассейны, сауну, гидромассажную ванну, бассейн и теннисный корт. Территория усеяна другими гостевыми домами и хозяйственными постройками.
Планы показывают, что два центральных особняка будут соединены туннелем, разветвляющимся в подземное хранилище площадью 5 000 квадратных футов, с жилыми помещениями, механической комнатой и аварийным люком, до которого можно добраться по лестнице. Только на планах одного небольшого здания ранчо предусмотрено более 20 камер. Многие двери в комплексе планируется оборудовать клавиатурой или звукоизоляцией. Другие, как те, что в библиотеке, описаны как «глухая дверь», сделаны так, чтобы имитировать дизайн окружающих стен. Двери в подземном хранилище будут изготовлены из металла и заполнены бетоном – стиль, характерный для бункеров и бомбоубежищ.
Согласно источникам и документам планирования, с которыми ознакомился Wired, комплекс будет самодостаточным, с собственным резервуаром для воды, 55 футов в диаметре и 18 футов высотой, а также насосной системой. На 1400 акрах территории уже производится разнообразная еда благодаря ранчо и сельскому хозяйству.
Стоимость строительства конкурирует со стоимостью самых крупных частных строительных проектов в истории человечества. Согласно разрешениям на строительство, стоимость основного строительства составляет около $100 млн в дополнение к $170 млн на покупку земли, но это, скорее всего, заниженная оценка.
Такая цена на частную резиденцию не имеет аналогов в местной строительной отрасли – так же, как и уровень секретности и безопасности. «Такое можно увидеть разве что на защищенных военных объектах», — говорит один из представителей местной строительной отрасли, связанный с этим объектом. «Для частного проекта подписание договора о неразглашении информации — большая редкость».
Благодаря договору о неразглашении, запрещающему рабочим обсуждать проект, обособленный комплекс на северном побережье приобрел мифический статус на Кауае. Один местный архитектор, не связанный с проектом Цукерберга, шутит, что это напоминает ему средневековых правителей, которые, по легенде, убивали архитекторов своих амбициознейших проектов, чтобы секреты их замыслов умерли вместе с ними.