Читать на украинском
Прокуратура Боснии и Герцеговины проверяет обстоятельства покупки завода по производству взрывчатки «Витезит», в которых могли фигурировать средства Министерства обороны Украины, уплаченные по контракту на поставку минометных выстрелов. Об этом говорится в расследовании балканской службы «Радио Свобода», пишет «Европейская правда».
Расследование связано с контрактом стоимостью 1,4 миллиарда гривен между украинским Минобороны и малоизвестной фирмой «Львовский арсенал», заключенным в ноябре 2022 года, на поставку крупной партии минометных выстрелов.
По данным «Радио Свобода», для выполнения контракта «Львовский арсенал» привлек словацкую компанию Sevotech, которая в свою очередь сотрудничает с базирующейся в Загребе WDG Promet. Последняя имеет счет в чешском банке Podnikatelská družstevní zálazna, куда и перечислялись средства Минобороны Украины.
Хотя роли каждого из участников схемы еще расследуются, вероятно, планировалось осуществить закупку мин из Хорватии.
По стечению обстоятельств владелец хорватской WDG Promet Матиас Зубак – сын хорватского торговца оружием Звонка Зубака – в декабре 2022 года приобрел в Боснии и Герцеговине завод «Витезит» по производству взрывчатки за 5,5 миллиона евро. Согласно данным «Радио Свобода», средства Зубак получил через WDG Promet со счета в чешском Podnikatelská družstevní zálazna.
Сам Зубак утверждает, что средства со счета – всего 5,6 миллионов долларов – у него украли якобы работники банка в Чехии, подделав документы и подписи. Он также говорит, что покупка «Витезита» не связана с контрактом Минобороны Украины, а с украинской стороной у него нет проблем.
В то же время в Podnikatelská družstevní zálazna утверждают, что WDG Promet сам снял средства со счета, причем в банке сообщили финрегулятору Чехии об этой транзакции как о подозрительной. Представитель учреждения Камиль Бабух в разговоре с «Радио Свобода» прямо обвиняет загребскую компанию в том, что она «потратила украинские деньги на покупку «Витезита»».
Расследование обстоятельств этих транзакций, как узнала Радио Свобода, ведут прокуратуры в Чехии и Боснии и Герцеговине. Чешская сторона попросила Боснию через Европол помочь с получением данных о деятельности фигурирующих в деле компаний, а также предоставить необходимые данные из банков Боснии и Герцеговины.