70-летняя теща президента государственного предприятия «НАЭК Энергоатом» Петра Котина приобрела недвижимость и землю под Киевом во время полномасштабной войны, официально не имея на то собственных доходов. Об этом сообщает проект «Схемы«.
В июне 2023 года мать жены Котина стала владелицей жилого дома с земельным участком под Киевом. Это двухэтажное поместье общей площадью 288 квадратных метров, имеющее выход к частному озеру, доступ к которому открыт только для жителей коттеджного городка. «Схемам» удалось получить договор купли-продажи этой недвижимости.
Согласно документу, дом и земля под ним обошлись 70-летней родственнице Котина в общей сложности почти в 7 млн гривен. Из них – 6 с половиной млн за дом и 350 тысяч за землю.
В этом же населенном пункте подобное имение немного большей площадью, но без выхода к воде, летом этого года выставлялось на продажу за 350 тысяч долларов – это более 13 млн. То есть в два раза дороже, чем теща Котина заплатила за подобный дом.
«Схемам» удалось вычислить этот дом с помощью открытого публичного аккаунта в соцсети дочери президента «Энергоатома», регулярно публикующей оттуда фото и видео.
В этом доме, как выяснили журналисты, живет Котин с семьей. Съемочная группа зафиксировала, как служебный автомобиль, которым пользуется президент «Энергоатома», заезжает на территорию, где расположено это имение. Впоследствии этот же автомобиль «Схемами» был замечен у входа в головной офис «Энергоатома».
В ноябре на территории этого дома были замечены финальные приготовления к зимнему периоду.
Теща Котина также владеет тремя земельными участками – совокупно это 30 соток – в другом элитном селе в Киевской области. Земля ограждена забором и имеет выход к воде.
Согласно договорам купли-продажи, которые «Схемы» получили в свое распоряжение, родственница Котина приобрела все три земельных участка в один день – 2 марта 2021 года. Всего за эту недвижимость она заплатила тогда около 40 тысяч долларов (или более млн гривен по тогдашнему курсу – ред.).
Журналисты обратили внимание на стоимость приобретенных тещей Котина участков. Согласно объявлениям на профильных сайтах, сотка земли в том районе зимой 2021 года стоила от 2,5 до 5 тысяч долларов. Таким образом, 30 соток земли тогда могли стоить в два-три раза дороже: от 75 до 150 тысяч долларов.
По данным расследования, для приобретения всего этого имущества теща Котина не имела собственных официальных доходов. Женщина преимущественно работала на полугосударственных предприятиях, в частности на Запорожской ТЭС. В целом с 2000 по 2009 год теща Котина получила 79 тысяч гривен зарплаты. Сейчас она, вероятно, получает пенсионные выплаты.
Ее муж, то есть тесть Котина, к выходу на пенсию – в период с 2000-го по 2009-й – получил 128 тысяч гривен зарплаты. Жена Котина Наталья, согласно публичным декларациям президента «Энергоатома», не имела ни сбережений, ни заработной платы, чтобы помочь своей матери купить все это имущество.
В преддверии выхода материала журналисты получили от Котина письменный ответ на запрос. В нем руководитель госпредприятия назвал несколько источников средств, позволивших его теще приобрести вышеупомянутое имущество.
В частности, это, по его словам, сбережения ее семьи «за более чем 50 лет трудовой деятельности»; наличность, принадлежащая ее близким родственникам, доверившим вывезти ее с оккупированных территорий, а также заимствованные средства – в расчете на будущую продажу имущества, которое сейчас в оккупации.
«По ее словам, главной причиной принятия им такого решения были приемлемые цены, по которым предыдущие владельцы предложили на продажу указанное имущество. В тот момент эти цены соответствовали текущим рыночным условиям с учетом статуса и состояния имущества», – отметил Котин в ответе «Схемам».
Президент «Энергоатома» также признал, что действительно посещает это жилье и не скрывает эту информацию.
«Указанное мною будет отмечено в декларации, срок подачи которой еще не наступил», — сказал Котин.
В конце декабря, по данным «Схема», заканчивается контракт Котина с «Энергоатомом», но его могут продлить. Параллельно крупное энергогенерирующее государственное предприятие по закону должно трансформироваться в акционерное общество.
Когда это произойдет, по информации «Схем», у Котина есть все шансы стать руководителем уже реформированного предприятия. Это будет отдельно определять Кабмин на своем заседании.