Немногие из них выживают, чтобы рассказать свою историю.
Пьяные призывники, непослушные солдаты, каторжники — они среди сотен военных и гражданских правонарушителей, которых в этом году собрали в российские штрафные части, известные как «Шторм-З», и отправили на фронт в Украину.
ТСН.ua предлагает вам адаптацию материала Reuters, в котором содержится обширная информация о том, как формируются и дислоцируются подразделения «Шторм-Z», по данным нескольких источников, непосредственно знающих о происходящем.
«Просто мясо»
«Штурмовики — это просто мясо», — сказал солдат-срочник воинской части 40318, которая в мае и июне дислоцировалась недалеко от ожесточенного города Бахмут на востоке Украины.
Он сказал, что оказывал помощь группе из шести или семи раненых истребителей «Шторм-Z» на поле боя, не подчиняясь приказу командира, имени которого он не знал, покинуть истребители. Солдат сказал, что не знает, почему командир отдал такой приказ, но заявил, что это типичный пример того, как офицеры считали истребители «Шторм-З» менее ценными, чем обычные солдаты.
Российский военный, пожелавший остаться неизвестным, поскольку опасается преследований в России за публичное обсуждение войны, заявил, что сочувствует судьбе этих солдат: «Если командиры ловят кого-то с запахом алкоголя в дыхании, они немедленно отправьте их в Шторм-З — отдел»».
Когда агентство Reuters связалось с офицером воинской части 40318, он отказался комментировать «Шторм-Z» и повесил трубку. Кремль передал вопросы Рейтер Министерству обороны России, которое не ответило на просьбу о комментариях.
Российское государственное оружие массового поражения сообщило, что подразделения «Шторм-З» существуют, что они участвовали в интенсивных боях и что некоторые из их членов получили медали за храбрость, но не раскрыли, как они были сформированы и какие травмы они получили.
Как и солдаты в/ч 40318, 13 опрошенных, в том числе четверо родственников участников «Шторма-Z», а также трое солдат регулярной армии, которые взаимодействовали с частями, пожелали остаться анонимными, опасаясь репрессий.
Агентство Reuters подтвердило личности всех боевиков, используя судимости, аккаунты в социальных сетях или общаясь со своими однополчанами и членами их семей.
Согласно интервью Reuters с людьми, которые идентифицировали как минимум пять групп «Шторм-З», борющихся за отражение украинского контрнаступления на востоке и юге, эти войска, в каждом из которых насчитывалось около 100-150 бойцов и часть частей регулярной армии, обычно направлялись в наиболее уязвимые участки фронта, где они часто несут большие потери.
Развертывание таких подразделений знаменует уход России с Украины.
Трое из пяти опрошенных Reuters истребителей «Шторм-Z», а также родственники трех других членов отряда описали кошмарные бои, в которых были уничтожены значительные части их подразделений.
Боец, осужденный за воровство и завербованный из тюрьмы, рассказал, что все, кроме 15 из 120 бойцов его подразделения, входящего в состав 237-го полка, были убиты или ранены в боях под Бахмутом в июне.
Развертывание таких подразделений знаменует собой отступление России на Украину: в то время как группа Вагнера, расформированная после июньского мятежа, отправляла заключенных воевать на фронт, подразделения «Шторм-З» подчиняются непосредственно Министерству обороны.
По словам опрошенных, в состав отрядов входят также осужденные, которые вызвались воевать в обмен на обещание помилования, и призывники, наказанные за дисциплинарные нарушения.
По данным Conflict Intelligence Team, независимой организации, которая следит за войной, подразделения «Шторм-З» полезны Минобороны России, поскольку их можно использовать в качестве расходного материала пехоты. «Бойцов подразделения просто отправляют на самые опасные участки фронта, как в обороне, так и в наступлении», — сообщили Reuters в базирующейся в России группе.
Хотя Министерство обороны России никогда не признавало создание подразделений «Шторм-З», первые сообщения об их существовании появились в апреле, когда Институт изучения войны, американский аналитический центр, процитировал, как он утверждал, просочившийся российский военный доклад о формирование подразделений.
Агентству Reuters не удалось определить, сколько всего солдат служат в этих подразделениях, хотя интервью с людьми, знакомыми с этим вопросом, показывают, что в настоящее время на передовой находятся как минимум несколько сотен истребителей Storm-Z.
По словам покойного лидера Вагнера Евгения Пригожина, во время июньского мятежа в конфликте приняли участие около 25 000 боевиков.
29 сентября кремлевский диктатор Владимир Путин упомянул об осужденных, сражающихся в регулярной армии. На телевизионной встрече с небольшой группой регулярных российских солдат он сказал, что знает, что двое из их бывших пленных погибли в бою. «Они отдали жизнь за Родину и полностью сняли с себя вину», — сказал Путин, добавив, что семьям осужденных будет оказана помощь, не уточнив подробностей.
Существует исторический прецедент отправки военных правонарушителей в боевые части: в 1942 году, когда Красная Армия отступала от наступления нацистов, советский лидер Иосиф Сталин приказал, чтобы солдат, которые запаниковали или покинули свои посты, были помещены в «карательные батальоны», которые были развернуты для , после подписания закажу их.
От тюрьмы до кровавой бани
Шторм-Z — неофициальный термин, используемый российскими войсками, сочетающий в себе термин для штурмовых отрядов и букву Z, принятую оккупантами как символ вторжения на Украину.
29-летний Артем Щикин из Мордовии в центральной России отбывал двухлетний срок за грабеж, вынесенный в декабре 2021 года, когда вербовщики Министерства обороны пришли к нему в тюрьму и спросили, хотят ли заключенные воевать в Украине, согласно протоколам суда и показания двух его родственников.
Его семья сказала, что он подписался, потому что, хотя его должны были уволить в декабре, он хотел очистить свое судимость и заработать деньги, чтобы его семья могла отремонтировать свой дом. Трое бойцов «Шторма-Z» заявили, что им предлагали зарплату около 200 000 рублей (2 000 долларов США) в месяц, хотя в среднем, по их словам, они получали примерно половину этой суммы.
В мае этого года Щикина направили в карательную часть 291-го гвардейского мотострелкового полка и передислоцировали в Запорожскую область на юге Украины, добавили родственники.
Представитель штаба полка не ответил на вопросы Reuters.
Родственники Щикина получили от него известия 18 июня прошлого года.
Через несколько дней позиции подразделения попали под обстрел украинцев, рассказали родственники со ссылкой на разговоры с двумя выжившими бойцами отряда Щикина. Трое товарищей, находившихся с ним в окопе, погибли, еще одному оторвало руку, а сам Щикин пропал без вести, говорят родственники. Его тело до сих пор не найдено.
По словам родственников Щикина, когда они обратились в Минобороны за ответами о его судьбе, оно либо не ответило, либо не дало конкретных ответов.
Они были из отряда «Шторм». Никто за ними не бросится», — рассказал родственник.
Они напиваются на службе и употребляют наркотики
Хотя основную часть штрафников составляют осужденные, некоторые призывники были приписаны к ним в качестве наказания за нарушение дисциплины, по словам двух военнослужащих, которые рассказали, что таким образом переводили членов их отрядов, а также бойца Шторма-З по кличке Игорь, осужденного о покушении на убийство.
Двое военнослужащих, в том числе из в/ч 40318, рассказали, что офицеры отправили солдат в отделение за явку на службу в нетрезвом виде, за употребление наркотиков и за отказ выполнять приказы.
Согласно российскому закону о воинской дисциплине, солдат может быть переведен в штрафную часть только в случае осуждения военным судом. Никто из тех, кто говорил с Reuters об отправке солдат в «Шторм-Z», не сказал, что участвовал в судебном процессе. Солдат воинской части 40318, с которым Reuters связалось на прошлой неделе, сказал, что никаких судебных слушаний по поводу таких переводов не было, а Игорь, военнослужащий части, сказал, что ему ничего не известно о таких судебных слушаниях.
Женевские конвенции, свод международных правил войны, не распространяются на солдат, наказанных на своей стороне.
Восстание истребителей Шторм-Z
Группа из примерно 20 солдат Запорожского отряда в/ч 22179, решив, что им достаточно лечения, отказалась от приказа вернуться на фронт и 28 июня записала видео с жалобами на обращение.
⚡️Российские бойцы бригады «Шторм-З» сообщают, что из их роты численностью 150 человек 20-30 человек остались живы. Они также сообщают, что на фронте, где они находились, их не снабжали боеприпасами, водой и продовольствием pic.twitter.com/iTIC01HVBL
— Украинский фронт (@front_ukrainian) 29 июня 2023 г
«На линии фронта, где мы находились, мы не получили боеприпасов. Нам не дали ни воды, ни еды. Раненых не забрали: мертвые до сих пор гниют», — заявил на видео истребитель, который Reuters не смог идентифицировать.
«Мы получаем ужасные приказы, которым мы даже не должны следовать», — добавил он. «Мы отказываемся продолжать выполнение боевых задач”.
Агентство Reuters идентифицировало двух боевиков, принимавших участие в восстании, и поговорило с родственниками каждого, которые подтвердили эту историю на видео.
По словам родственников, после того, как видео было опубликовано, военная полиция избила двух боевиков и других членов их подразделения в наказание за неповиновение. С тех пор, по их словам, оба солдата рассказали им, что условия службы улучшились, но они не знают, когда мужчинам разрешат покинуть армию.
Российские официальные лица не дали публичных комментариев по поводу инцидента, а Минобороны не ответило на вопросы агентства Reuters.
Родственница одного из мятежников, мужа-сибиряка, который вызвался присоединиться к «Шторму-Зет» из тюрьмы, сказала, что она боялась новостей с фронта.
«Боже, пусть это скорее закончится», — сказала она о войне.