Читать на украинском
На третий год войны Владимир Путин сменил министра обороны, чтобы заставить «скрипучую российскую военную машину» работать так долго, как это потребуется. Об этом сообщает Financial Times.
Отмечается, что неожиданный переворот в Кремле в эти выходные, в результате которого экономический технократ возглавил военные усилия, свидетельствует о том, что Путин сделал ставку на то, что российский военно-промышленный комплекс переживет Украину и ее западных сторонников.
«Путин наконец понял, что война вступила в новую фазу, фазу битвы за ресурсы. … за то, у кого их больше и чьи цепи поставок лучше организованы», – сказал журналист и редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
Путин поручил новому министру обороны Андрею Белоусову надзирать за рекордными для России расходами на оборону в 10,8 трлн рублей (117,2 млрд долларов), которые, по словам Кремля, нуждаются в гражданском руководителе, чтобы «соответствовать динамике текущего момента».
Это момент, когда Россия получила преимущество, ее войска продвинулись вперед на востоке Донбасса и угрожают прорывом в Харьковской области.
«Чтобы осуществить такую смену караула посреди наступления, надо быть очень уверенным в себе», – сказала российский политолог Екатерина Шульман.
По словам журналистов, объявляя о назначении Белоусова, Кремль дал понять, что он сосредоточится на развитии российского оборонного сектора, где заводы работают в несколько смен, чтобы увеличить производство оружия и боеприпасов в несколько раз. Изменения, сделанные после приведения Путина к присяге на пятый срок, который продлит его правление как минимум до 2030 года, являются частью новых назначений, указывающих на первоочередное значение оборонного сектора для видения Кремлем путей победы в войне.
Авторы подчеркивают, что несмотря на триумфальные заявления Кремля о том, что оружейные заводы работают круглосуточно, в последние месяцы появились признаки серьезных разрывов в российском оборонном производстве. Интенсивность обстрелов со стороны России, хотя она все еще намного выше, чем со стороны Украины, также снизилась с 60 000 снарядов в день в первом полугодии войны до 10 000 на сегодня. Министерство изнашивает артиллерийские стволы быстрее, чем производит новые, и признало, что может производить только половину снарядов, необходимых для серьезного прорыва.
Один высокопоставленный западный чиновник сказал, что главным выводом является то, что Россия настроена на долгосрочное развитие военно-промышленного комплекса страны.
«Шойгу хотел сам руководить армией, но его амбиции помешали. У Белоусова нет амбиций командовать войсками», – указал бывший высокопоставленный кремлевский чиновник.
В прошлом месяце российские спецслужбы арестовали Тимура Иванова, одного из ближайших помощников Шойгу и заместителя министра обороны, ответственного за строительство. Этот шаг был широко истолкован как удар по Шойгу и признание того, что Москва плохо контролирует, как расходуется ее растущее военное финансирование.
Более важным мотивом для Путина, однако, могло быть желание ослабить Шойгу, а возможно, и Николая Патрушева, которого отстранили от должности секретаря Совета безопасности – двух тяжеловесов, каждый из которых имеет свои собственные кланы и свиты. «Возможно, они оба имели планы на неизбежную постпутинскую эпоху. Поздние персоналистические автократии боятся таких вещей», – сказала Шульман.