Читать на украинском Фото: цензор.нет
В феврале 2024 года погибшему воину Виктору Онисько был присвоен Орден Богдана Хмельницкого III степени. О награде жена погибшего военного Ольга узнала из Википедии. Об этом женщина рассказала в соцсетях.
В мае 2024 года орден передали в Оболонский ТЦК — тот должен был бы проинформировать семью воина о награде и пригласить ее на церемонию вручения. Впрочем, никаких сообщений об этом Ольга не получила.
В комментарии для «УП. Жизнь» вдова погибшего героя рассказывает, что о награде узнала совершенно случайно.
«Указ о награждении моего мужа офицерским орденом был подписан президентом еще в феврале 2024 года. Я увидела новость об этом где-то через месяц в Википедии — на странице, посвященной Вите. Подождала еще месяц. Тишина», — вспоминает Ольга.
После этого женщина решила обратиться к военным из 128-й бригады, где проходил службу Виктор, чтобы уточнить, когда семье сообщат о награде.
«Мне объяснили, что ордена отправляют в ТЦК по месту жительства и уже оттуда о них сообщают семьям. К тому же, нужно время на их изготовление», — говорит вдова.
Эту информацию в комментарии для «УП. Жизнь» подтвердил представитель 128-й ОГШБр Ярослав Галас. Он пояснил, что когда боец погибает, бригада готовит представление на награду. Представление подписывает командир бригады и оно дальше проходит через бюрократическую цепочку.
«Представление поступает в оперативное командование, в котором находится бригада. После этого его направляют на командование Сухопутных войск ВСУ, затем — в Министерство обороны, и уже из Минобороны оно поступает в Офис президента, поскольку эти награды присваивает лично глава государства. После подписания указа президента о присвоении награды посмертно документ возвращается обратным путем: через Минобороны, Сухопутные войска, оперативное командование и в конце концов поступает в ТЦК. ТЦК — это последнее звено, которое обязано уведомить родных и пригласить их на церемонию вручения награды», — отметил спикер 128-й ОГШБр.
Он сообщил, что награда Виктора Онисько попала в ТЦК примерно в мае 2024 года.
«Это было четыре месяца назад. Указ по нему был издан 12 февраля этого года. Соответственно с февраля по май награда проходила через разные этапы: от Офиса президента, через Министерство обороны, командование Сухопутных войск и до оперативного командования, пока не дошла до военкомата», — объясняет спикер бригады.
Он отмечает, что часто бывают случаи, когда от момента гибели бойца до вручения награды родственникам может пройти полгода-год, а иногда даже больше.
Так произошло и в случае с Ольгой, ведь после длительного ожидания никакой информации от киевских ТЦК ей не поступало.
«Прошло полгода, но никакого известия от ТЦК так и не было. Я набрала Оболонский РТЦК, где соответственно оформляла все документы, когда муж погиб. Но там никогда не отвечают телефоны, указанные на официальной странице», — говорит она.
Не получив ответа от ТЦК, вдова решила обратиться за помощью в ветеранский союз «Боевое братство Украины».
«Этот союз чтит память павших побратимов, награждая их детей собственной наградой «Родительское сердце». Мою дочь в сентябре пригласили на награждение. Я очень благодарна общественному сектору за то, что он подстраховывает государственный и удерживает в нас надежду на перемены», — говорит Ольга.
В ветеранском союзе взялись помогать вдове с поиском ордена.
«Говорят, что провели целое расследование. В конце концов, награда нашлась в Оболонском ТЦК. Забирая эту смятую коробку с орденом у бухгалтера, я спросила, почему такое отношение? Кто отвечает за коммуникацию с семьями? Это же почетный офицерский орден. Да и мой муж не ждал повестки, а добровольно мобилизовался в ВСУ в начале полномасштабного вторжения. Хотя был кинорабом и мог прикрыться «культурным фронтом». Я подождала еще несколько дней, надеясь, что кто-то хотя бы позвонит и извинится. Но снова — тишина», — говорит Ольга.
Она говорит, что ей было стыдно обнародовать эту историю, потому что «она позорит репутацию ВСУ».
«Сейчас сложные времена и мы должны держать строй. Но идет третий год Великой войны, семьи павших защитников проходят адские бюрократические круги и будто остаются невидимыми для общества. Многие, кто опускает руки, потому что эмоционально крайне трудно бороться за свои права в состоянии траура. Но мы, семьи защитников, не являемся жертвами обстоятельств. На подвиге наших мужчин держится независимость Украины. Я хочу привлечь хотя бы к дисциплинарной ответственности людей, которые не чтят память павших воинов. Мне важно, чтобы семьи не чувствовали обесценивания и передавали следующим поколениям в наследство чувство достоинства, а не пренебрежения», — отмечает вдова.