Горячие новости

Удары по российским НПЗ: аналитики сделали неожиданную оценку последствий

Удары по российским НПЗ: аналитики сделали неожиданную оценку последствий

За последние полгода Украина нанесла по меньшей мере два десятка ударов по НПЗ на территории РФ. Выводы аналитиков по поводу эффективности этих атак и их последствий радикально расходятся.

Удары Украины по российским нефтеперерабатывающим предприятиям не только не нанесли существенного ущерба отрасли, но и спровоцировали массированные ответные удары РФ по украинским энергетическим объектам.

Такую мысль высказал научный сотрудник Российского Евразийского центра Карнеги в Берлине Сергей Вакуленко в авторской статье для Foreign Affairs.

Потери РФ вследствие украинских атак — капля в море

Вакуленко, который до 2022 года возглавлял стратегический отдел в ПАО «Газпром нефть», заявил, что сравнительный анализ затрат и выгод Украины от ударов по НПЗ России показывает сомнительную их эффективность.

«Данные показывают, что нападения оказали ограниченное влияние на объемы производства и экспорта топлива в России и что их последствия длились недолго», – пишет аналитик.

По его словам, российские нефтяные компании действительно могли потерять около 15 долларов за баррель дохода от нефти, потому что им пришлось экспортировать ее в сыром, а не в переработанном виде. 

«Но это капля в море по сравнению с общими доходами России от нефти. Например, в апреле 2024 года Россия могла потерять до 135 миллионов долларов из-за перехода от переработки нефти к экспорту сырой нефти. Но в том же месяце общий объем экспорта нефти и нефтепродуктов составил более 16 миллиардов долларов», – отмечает эксперт.

Кроме того, в середине мая РФ сняла запрет на экспорт нефтепродуктов после того, как выяснилось, что на складах имеется его избыток. Все это, по мнению Вакуленко, говорит о том, что Россия не испытывает общенациональную нехватку топлива, а повышение внутренних цен на нефтепродукты можно объяснить более широкими изменениями международных цен, а не последствиями украинских атак. 

«Из 12 крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые Украина повредила в период с января по май, половина возобновила работу всех мощностей в течение трех недель, а остальные – в течение трех месяцев», – отметил аналитик.

Вакуленко утверждает, что практические последствия атак на нефтеперерабатывающие заводы были относительно небольшими и кратковременными.

«Они мало повлияли на мировую экономику именно потому, что мало повлияли на Россию. Чтобы оказать реальное влияние на исход войны, Украине придется резко активизировать эти атаки, что еще более существенно уменьшит объем нефти, которую Россия может перерабатывать, и затруднит для России поставку достаточного количества топлива для ее вооруженных сил и ее внутренней экономики», – считает эксперт.

Возмездие России и эскалация — неизбежны

Вакуленко уверен, что если Украина решится нанести удары такого масштаба, это, несомненно, приведет к возмездию со стороны России и эскалации конфликта.

Аналитик утверждает, что до начала атак украинских дронов на российские НПЗ, государство-агрессор «сдерживалось»: не атаковала газовую инфраструктуру и НПЗ Украины, а атаки на объекты электрической инфраструктуры ограничивались ударами по трансформаторам легкими дронами.

И только после первых атак Украины на российские НПЗ Россия «контратаковала» единственный действующий нефтеперерабатывающий завод Украины и электрическую инфраструктуру. 

«Хотя может показаться, что Москва ведет тотальную войну против Киева, на самом деле Кремль, похоже, ведет разделенную войну, оставляя определенные области украинской жизни относительно нетронутыми – до тех пор, пока он не решит, что Украина спровоцировала его на эскалацию», – утверждает Вакуленко. 

Эксперт также предупреждает, что более масштабная кампания против российских НПЗ приведет к обвалу мировых цен на сырую нефть, а также к дефициту нефтепродуктов и росту цен на них. По его данным российские нефтеперерабатывающие мощности составляют 7% от мировых, а доля российского экспорта  дизеля – 15%. И мировой экономике не удастся долго компенсировать долю России на этом рынке.

«Многие наблюдатели возлагают большие надежды на удары Украины… Но важно не путать репутационную травму и незначительные финансовые потери со стратегическим и экономическим переломным моментом. Также крайне важно понимать потенциальные будущие непредвиденные последствия этих атак для остального мира и не недооценивать возможности России по нанесению ответного удара», – предупредил Вакуленко.

Искаженное прочтение истории — ответ западных аналитиков

Статью Сергея Вакуленко прокомментировали основатель и старший сотрудник Bloomberg New Energy Finance Майкл Либрейх, ведущий аналитик Центра исследований энергетики и чистого воздуха Лаури Мюлливирта и докторант Принстонского университета Сэм Винтер-Леви, которые отметили, что его анализ ситуации оперирует недостоверными данными.

По мнению аналитиков, удары Украины по российским НПЗ «не заставят Москву капитулировать, но они сделают войну более сложной и дорогостоящей для России».

«Истинную цену этих атак для России по-прежнему трудно определить, поскольку Кремль ограничил доступ к экономической и бюджетной статистике, включая данные о добыче нефти и газа. Но большинство независимых оценок показывают, что в первом квартале 2024 года в результате ударов Украины были уничтожены от 10 до 15 процентов нефтеперерабатывающих мощностей России — это значительная, хотя и не разрушительная, цена для российской военной машины», – отметили эксперты.

При этом производство и применение дронов для этих атак, способных вывести из строя производственные предприятия, обходятся гораздо дешевле, чем ремонт этих заводов. Кроме того, для ремонта Россия будет вынуждена потратить свои запасы западного спецоборудования. Анализ Вакуленко также упускает из вида, что в мае число украинских атак существенно выросло и объективно оценить их последствия пока сложно.

Эксперты подвергли сомнению «беспокойство» Вакуленко, что мир не сможет компенсировать потерю производственных мощностей России.

«До сих пор нефтеперерабатывающие заводы, расположенные за пределами России, не сообщали о росте своей прибыли, что позволяет предположить, что мир и близко не испытывает реальной нехватки нефтеперерабатывающих мощностей. Другими словами, удары Украины делают именно то, что мы ожидали: повышают внутренние цены на топливо в России и одновременно снижают мировые цены на сырую нефть», – отметили аналитики.

По их мнению, утверждение Вакуленко, что украинские атаки спровоцируют новую волну «возмездия», основано на «искаженном прочтении истории».

Эксперты отметили, что фактически, Россия начала атаковать украинские НПЗ через несколько недель после начала вторжения в феврале 2022 года. К июню 2022 года, за 18 месяцев до того, как первый украинский беспилотник нанес удар по российскому нефтеперерабатывающему заводу, весь нефтяной сектор Украины был вынужден остановить свою деятельность. 

«Вопреки тому, что пишет Вакуленко, Россия не воздерживалась от нападения на газовую инфраструктуру Украины, пока не была вынуждена ответить на удары по своим НПЗ: уже в ноябре 2022 года, например, российские ракеты поразили объекты по добыче газа, принадлежащие компании «Нафтогаз Украина». А кампания России против электроэнергетической инфраструктуры Украины началась в октябре 2022 года», – привели факты аналитики.

Они также обратили внимание на ложное утверждение Вакуленко о том, что первые атаки РФ на энергосистему Украины осуществлялись только «легкими дронами».

«Реальность такова, что это было совсем не так. В период с октября по декабрь 2022 года Россия выпустила более 600 ракет и беспилотников, поразив более 100 энергетических целей и уничтожив или повредив 50 процентов энергетической инфраструктуры Украины. К маю 2023 года ни одна тепловая или гидроэлектростанция не осталась неповрежденной» – подчеркнули эксперты.

По мнению Либрейха, Мюлливирта и Винтера-Леви, если Киев видит стратегическую выгоду в нанесении ударов по российским НПЗ с помощью дронов украинского производства, со стороны США будет опрометчиво пытаться удержать Украину от этих решений.

Напомним, в Пентагоне проанализировали последствия ударов дронами по НПЗ для РФ. По данным американской разведки, удары украинских беспилотников в 2024 году вывели из строя 14% нефтеперерабатывающих мощностей России.

Советуем почитать

Ракетный удар по «Охматдету»: как российская Х-101 попала в детскую больницу после «горки» (видео, фото)

Вражеская ракета попала в корпус, где расположено токсикологическое отделение и дети находились на диализе. Ракетный …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *