Читать на украинском
Визит российского диктатора Владимира Путина в Северную Корею больше напоминает шаг отчаяния, чем налаживание связей с союзником. Об этом пишет Time.
Издание отмечает, что это второй визит Путина в КНДР за 24 года его правления. Первый состоялся еще в 2000 году, когда нынешний правитель Северной Кореи еще сидел за партой в швейцарской школе-интернате под фальшивым именем, а страной правил его отец. Двадцать четыре года спустя Путин возвращается в страну-изгоя, когда сам он оказался втянутым в самый кровавый военный конфликт в Европе со времен Второй мировой войны.
Хотя и Россия, и Северная Корея, официально отрицают существование соглашения о поставках оружия, его последствия разрушают украинские города и убивают украинских солдат на фронте. Вместе с тем отмечается, что это соглашение значительно улучшило экономическое положение КНДР. В обмен на ракеты и снаряды она получает из России топливо, продовольствие и военные технологии.
Улучшение экономической ситуации в КНДР сделало Пхеньян более агрессивным по отношению к Южной Корее, что проявляется в ряде пограничных инцидентов последнего времени. Кроме того, ослабление санкционной петли, которую Россия в прошлом держала вместе с остальным миром, теперь снимает для Ким Чен Ына потребность искать взаимопонимание с США и идти на уступки Западу.
Как отмечает Time, с точки зрения Путина, любые проблемы, которые создает для Запада и его союзников российско-корейский ренессанс, являются позитивом.
«Ваша помощь в разгроме тысяч молодых российских парней на поле боя имеет цену, поскольку мы можем создать вам проблемы с Северной Кореей», — объясняет логику Кремля директор берлинского Карнеги-центра «Россия Евразия» Александр Габуев.
Впрочем, визит Путина в Пхеньян несет определенные риски и для России, ведь грозит ухудшением отношений с главным политическим и экономическим партнером Москвы — Китаем. По данным Time, Путин хотел заскочить в Пхеньян еще в прошлом году, когда был с визитом в Пекине, но китайцы настойчиво ему объяснили, что этого делать не стоит.
Как отмечают авторы публикации, пока Ким и Путин примеряют на себя амплуа карикатурных злодеев из киносериала о Джеймсе Бонде, китайский правитель Си Цзиньпин надеется укрепить свое государство в роли легитимной глобальной силы. Меньше всего, что сейчас нужно Си, это стать третьим участником в «треугольнике оси зла» Индо-Тихоокеанского региона.
К тому же, как утверждает Time, Китай в целом не в восторге от того, чем является Северная Корея в ее нынешнем виде. Но он терпит ее существование исключительно потому, что вариант объединения Корейского полуострова под властью Сеула и появление общей границы с прямым союзником США представляется Пекину значительно худшим вариантом.
«Китайцы, вероятно, уставшие или смущенные тем, что Северная Корея и Россия становятся слишком близкими», — говорит эксперт по Восточной Азии из Тройского университета в Сеуле Дэниел Пинкстон.
Вместе с тем Пинкстон добавляет, что объявленное «всеобъемлющее стратегическое партнерство» между РФ и КНДР не только раздражает Пекин, но и само по себе не имеет прочной основы кроме ситуативной выгоды для обеих сторон.
«Диктаторы всегда могут нарушить свои обязательства, поэтому они не являются надежными партнерами. Россия и Северная Корея являются оскорбленными ревизионистскими государствами, но они не имеют общих ценностей, кроме (стремления) отменить статус-кво (мирового порядка)», — считает аналитик.