Читать на украинском
И после аннексии Крыма в 2014 году, и после начала полномасштабного российского вторжения в Украину МАГАТЭ финансировало исследования российских ученых на полуострове — несмотря на то, что официально агентство признает Крым украинским. Об этом говорится в расследовании Радио Свобода.
Что об этом известно?
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно публично декларировало приверженность территориальной целостности Украины.
МАГАТЭ, будучи частью системы ООН, заявляет, что Устав ООН никогда не должен нарушаться, а государственные границы не должны изменяться силой, заявлял глава агентства Рафаэль Гросси в мае 2023 года в интервью американскому телеканалу CBS News.
Двумя годами ранее Министерство иностранных дел Украины отмечало после встречи Дмитрия Кулебы с главой МАГАТЭ, что Рафаэль Мариано Гросси подтвердил четкую позицию и МАГАТЭ будет разговаривать только с Украиной по всем ядерным объектам на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и Крыма, поскольку признает только суверенитет Украины над ними.
В 2015 году Россия даже отказалась подписывать годовой отчет организации из-за того, что учебный ядерный реактор под Севастополем был указан в нем как украинский (Севастополь указан как территория Украины и в других ежегодных отчетах МАГАТЭ, например за 2022 год).
Вместе с этим МАГАТЭ, в том числе после начала полномасштабной войны России против Украины, уже не раз критиковали со стороны украинской власти за излишнюю толерантность к российским попыткам использовать ядерные объекты на оккупированных украинских территориях в военных целях.
«После того, как Украина постоянно говорит о рисках на Запорожской АЭС, мир уже немного иначе реагирует. Кроме одного человека — Гросси. С довольно странной последовательностью, я с иронией говорю, Гросси говорит, что нет никаких рисков, мы не видим рисков», — заявил в июле 2023 года советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк, назвав действия МАГАТЭ в связи с ситуацией на ЗАЭС «клоунадой».
Загрязненный берег
В распоряжении Радио Свобода оказались несколько внутренних документов МАГАТЭ, связанных с двумя научными проектами, которые получили поддержку агентства.
Первый из этих проектов — Исследование временных тенденций загрязнения в прибрежных российских районах Черного моря с помощью ядерных и других аналитических методов. Этот проект был запущен осенью 2016 года и стал частью более широкой МАГАТЭ, в рамках которой аналогичные исследования проводили в нескольких странах мира: кроме России, это Австралия, Италия, Вьетнам, Кувейт и другие.
В соглашении о проекте (IAEA Research Agreement No: 20867/R0, есть в распоряжении Радио Свобода), подписанном главой одной из административных секций МАГАТЭ, кратко описана программа проекта: исследование временных тенденций неорганических и органических загрязнений, в отдельных российских прибрежных районах Черного моря (морские станции на полуострове Тамань, в Анапе, Новороссийске, Туапсе, Сочи и Севастополе).
«Это нарушение, потому что МАГАТЭ официально считает, что Севастополь — это украинская территория, как и Донецкая область, Луганская область, Запорожская область и все оккупированные территории Украины», — отмечает Ольга Кошарная, бывший член Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, независимый эксперт по ядерной энергетике и соучредитель общественной организации «Антикризисный экспертный ядерный центр Украины».
Исполнителем проекта был из подмосковной Дубны (директор ОИЯИ подписал соглашение), ведущим научным сотрудником проекта стала Марина Фронтасьева, сотрудница Лаборатории нейтронной физики института. Соглашение предусматривало, что проект будет осуществляться до сентября 2019 года с возможностью продления.
В тексте соглашения не описана финансовая сторона, но в одном из пунктов упоминается, что МАГАТЭ выступает спонсором проекта.
Еще один документ по этому проекту, который получило Радио Свобода — адресованная МАГАТЭ грантовая заявка, подготовленная ОИЯИ за несколько месяцев до подписания соглашения в 2016 году. В ней также неоднократно упоминаются планы взятия проб в Севастополе, кроме того, в списке релевантных исследований упомянута совместная работа ОИЯИ с Институтом биологии южных морей имени А.А. Ковалевского РАН (создан на основе Севастопольской биологической станции). Этот институт до российской аннексии Крыма принадлежал к структуре Национальной академии наук Украины (под тем же названием). Его страница до сих пор доступна на сайте украинской академии.
В заявке описан и предполагаемый бюджет проекта на три года: 165 тысяч евро, включая 120 тысяч евро на оборудование. Институт просил у МАГАТЭ грант в размере 15 тысяч евро, остальное планировал покрыть из собственных средств.
Согласно списку научных работ, приложенному к заявке на грант МАГАТЭ, в 2014-2015 годах Фронтасьева опубликовала три статьи на основе анализа проб, взятых у побережья Крыма. Они были выполнены совместно с учеными Института южных морей в Севастополе, причем в статьях 2014 года он указан, как украинский, в 2015 — уже как российский.
Несмотря на то, что взятие проб в аннексированном Крыму было утверждено в подписанном МАГАТЭ соглашении, в итоговой статье о проекте, опубликованной в 2019 году, Севастополь и Крым не упоминаются; речь идет лишь о взятии проб в пределах черноморского побережья российского Краснодарского края. Среди соавторов Фронтасьевой в этой отчетной работе — двое бывших сотрудников Института южных морей Национальной академии Украины, Александра Кравцова и Павел Нехорошков. Оба соавтора учились в Севастопольском филиале Московского государственного университета (работает в Крыму с 1999 года), затем работали в севастопольском институте, а затем перешли на работу в Фронтасьеву лабораторию в подмосковный ОИЯИ.
Еще один ученый, с которым Фронтасьева сотрудничала в Крыму — сотрудница Института биологии южных морей Наталья Мильчакова. Мильчакова не только осталась работать в институте после российской аннексии, но и стала сопредседателем севастопольского отделения движения «Народный фронт» — оно было создано по инициативе Владимира Путина.
«Мне кажется, наука всегда была выше политики, и добрые человеческие отношения сохраняются, несмотря на сложную политическую обстановку», — заявила Марина Фронтасьева в интервью в сентябре 2024 года.
Исследовались ли в рамках поддержанного МАГАТЭ проекта пробы из Крыма, как изначально планировалось, Радио Свобода установить не удалось, в открытых публикациях они не упоминались. Мария Фронтасьева не ответила на письмо Радио Свобода.
Летят перелетные птицы
Еще один российский научный проект, использованный МАГАТЭ, касался изучения миграции птиц и распространения птичьего гриппа с помощью изотопного анализа. Радио Свобода получило доступ к двум документам по этому проекту: контракту (IAEA Research Contract No: 22555), заключенному весной 2018 года между МАГАТЭ и российским исполнителем, Федеральным центром охраны здоровья животных (ФЦОЗТ), а также отчету по проекту, который российская научная организация направила в МАГАТЭ в сентябре 2023 года.
Согласно контракту, ФЦОЗТ должен был в целом получить от МАГАТЭ 60 тысяч евро. В отчете российская сторона указала, что часть образцов птичьих перьев была собрана в Крыму. Было ли это изначально согласовано с МАГАТЭ — неизвестно.
Научный руководитель проекта с российской стороны Виктор Ирза не ответил на письмо издания.
Семинар в Москве
21 октября в Москве должен открыться региональный тренинговый курс по физике брахитерапии (один из видов радиотерапии для лечения рака предстательной железы). Курс пройдет в рамках одной из программ технической кооперации МАГАТЭ и финансово поддерживается агентством. Общая стоимость программы — почти 2 миллиона долларов США.
Радио Свобода получило список участников курса, среди них 22 человека из Армении, Беларуси, Кыргызстана, Туркменистана и России. Как утверждает дипломатический источник Радио Свобода из Вены, все участники были отобраны секретариатом МАГАТЭ. Двое из участников, которые отмечены во внутренней системе МАГАТЭ, представляющих Российскую Федерацию, на самом деле работают в оккупированном Россией Донецке, в Республиканском онкологическом центре имени Бондаря. На скриншоте из внутренней информационной системы МАГАТЭ, полученном РС, видно, что место работы участников семинара из Донецка обозначено Regional Antitumor Centre, Donetsk, Russian Federation.
«Это непорядок. Я знаю от источников из нашего дипломатического представительства (ред.: в Вене), что было не официально, но негласно, принято решение свернуть все тренинги на территории России, которые оплачиваются из бюджета МАГАТЭ. Мне кажется важнее даже не то, что на него приехали из Донецкой области, а сам факт проведения такого тренинга. Да, МАГАТЭ не может инициировать санкции, например, в отношении «Росатома», этого не позволяет делать Римский статут, но отказаться проводить за счет МАГАТЭ мероприятия на территории России они могут», — сказала Радио Свобода Ольга Кошарная.
«Некрасивая история»
Может ли МАГАТЭ сознательно закрывать глаза на атрибуцию оккупированных украинских регионов, как российские в некоторых проектах для того, чтобы не испортить отношения с Россией и не потерять, например, доступ на Запорожскую атомную станцию? Ольга Кошарная в этом сомневается.
«Я не думаю, что это связано. МАГАТЭ и так имеет доступ к российским атомным станциям, проходят миссии по оценке их эксплуатационной безопасности. Инспекторы, которые ведут учет и контроль ядерных материалов, тоже имеют доступ к российским объектам мирной атомной энергетики. Спонсирование таких исследований МАГАТЭ — это некрасивая история», — говорит эксперт.
Кошарная отмечает, что после начала полномасштабного вторжения, российские позиции в МАГАТЭ не пострадали: количество россиян в составе секретариата агентства не сократилось, Россия продолжает входить в Совет руководителей организации. При этом российские взносы в бюджет МАГАТЭ в 2024 году были сравнительно небольшие, всего 1,8% — при том, что США вносят 25%, Китай — почти 15%, а Германия — 6%.
В то же время Кошарная считает, что миссия МАГАТЭ на Запорожской АЭС очень полезна. «Отчетам, которые они публикуют, доверяют страны-участницы МАГАТЭ. Инспекторы агентства — это нейтральные наблюдатели в ситуации, когда Россия в чем-то обвиняет Украину и наоборот. Они фиксируют все инциденты, и я думаю, в гораздо большем количестве, чем те, о которых сообщается публично. С 2024 года они наконец начали различать в своих отчетах, кто и откуда стрелял, начали замечать мины, чего они не делали в 2022 и 2023 годах. Несмотря на то, что города Марганец и Никополь на противоположном от ЗАЭС берегу Днепра плотно обстреливаются с августа 2022 года, до недавнего времени МАГАТЭ в своих отчетах этого не фиксировало. Кстати, они заезжают на ЗАЭС с украинской территории, через Васильевку. Это было условие Украины для их пребывания на ЗАЭС. Еще одним условием было отсутствие среди наблюдателей граждан России», — говорит Кошарная.
«Исключительно технический характер»
В ответ на запрос Радио Свобода в МАГАТЭ заявили, что агентство продолжает рассматривать Крым как часть Украины. Представитель агентства добавил, что поддержанные МАГАТЭ научные проекты с участием ОИЯИ и Федерального центра охраны здоровья животных имели «исключительно технический характер» и не выражают изменение позиции агентства относительно статуса Крыма.
«Рассматриваемые действия подпадают под мандат МАГАТЭ «способствовать обмену научной и технической информацией о мирном использовании атомной энергии» и имели исключительно технический характер, не представляя собой изменения позиции Агентства по статусу Крыма. То же самое касается отчетов контрагентов по таким исследовательским соглашениям. Мнения контрагентов, выраженные в их отчетах, являются их собственными и не отражают позиции МАГАТЭ или его государств-членов», — заявили в агентстве, не ответив на уточняющий вопрос о том, почему в таком случае официальный представитель МАГАТЭ подписал документ, в котором Севастополь указан как часть России.
При этом в МАГАТЭ никак не прокомментировали московский тренинг с участием сотрудников медицинских учреждений из Донецка.
«Наша позиция остается ясной: Украина решительно выступает против любых международных проектов или других мероприятий на временно оккупированных территориях Украины, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь, поскольку это нарушает суверенитет и территориальную целостность нашего государства. Ни один из таких проектов не был согласован с Украиной», — заявили Радио Свобода в Постоянном представительстве Украины при международных организациях в Вене.