Ко второй годовщине удара по колонии в Еленовке, где погибли более 50 украинских военнопленных, агентство Associated Press выпустило расследование.
В нем с помощью более 10 человек (выживших, украинских следователей и родственников погибших и пропавших) агентство попробовало восстановить, что происходило в тот день в колонии. Кроме того, издание получило внутренний отчет Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине, в котором эксперты пришли к выводу, что атаку спланировала и осуществила Россия.
Утром 27 июля, за два дня до удара, сотрудники колонии отвели группу военнопленных, которые воевали в составе батальона «Азов», в отдельно стоящее здание. Оно было вдалеке от других бараков с пленными, рассказали журналистам несколько выживших. Руководитель колонии сказал пленным, что их переселили для ремонта старых бараков. Однако ремонт этих помещений в итоге проведен не был, и в них остались заключенные, рассказали бывшие пленные.
В отдельном бараке было 100 коек без матрасов и наспех вырытая выгребная яма вместо туалета.
«Все в бараке было подготовлено очень быстро», — сказал один из пленных Арсен Дмитрик.
По его словам, колючая проволока была дешевой и хлипкой, а внутри стояли станки (это указывало на то, что недавно здание было мастерской — ред.).
В тот же день охранники вырыли себе окопы, рассказал другой бывший пленный, Никита Шастун. В Службе безопасности Украины подтвердили AP, что зафиксировали появление необычных траншей.
На следующий день руководство колонии распорядилось перенести пост охраны дальше от барака, а охранники барака надели каски и бронежилеты, чего раньше не делали. Эти сведения содержатся в отчете ООН и звучали в публичных отчетах.
Ночью с 28 на 29 июля Дмитрик, по его словам, услышал звук, который он опознал как звук ракеты «Град». Он уже слышал такой звук раньше, поэтому заснул. Как рассказали миссии ООН пленные из других бараков колонии, звук «Градов» заглушал более мощные взрывы.
Когда произошел удар, Дмитрик и другие свидетели, с которыми говорило AP, выбежали из здания через проломы в стенах барака и начали просить охранников помочь раненым. По воспоминаниям Дмитрика, охранники стреляли в воздух с криками «Держитесь подальше от ворот, не подходите ближе». При этом Шастун вспоминает, что охранники стояли, смеялись и бросали в сторону паникующих пленных тряпки и фонарики.
Очевидцы отметили, что врачи из других бараков пришли на помощь через несколько часов. Примерно тогда же к колонии подогнали грузовики и начали грузить в них тяжелораненых. По словам Дмитрика, в одном из грузовиков люди умерли, не доехав до больницы. ООН в публичном отчете признавала, что медленная медпомощь увеличила количество погибших.
Выживших, травмы которых были не очень серьезными, оставили в колонии и поместили в два отдельных помещения, изолированных от других. Согласно данным из внутреннего отчета ООН, изученного AP, изоляция была нужна, чтобы не дать выжившим рассказать о произошедшем другим пленным, потому что некоторые из них имели телефоны и могли связаться со знакомыми и родными в Украине.
Других заключенных отправили убирать обломки и тела из разрушенного здания. После этого, по свидетельствам некоторых очевидцев, люди в камуфляже принесли ящики и стали раскладывать на скамейку неподалеку фрагменты ракеты HIMARS. Затем на место прибыли российские чиновники и журналисты, а когда они уехали, фрагменты вернули в коробки.